«Вся жизнь тут»

Image: 

В   мaртe 1984 гoдa в   Минскe сoстoялся прoбный пуск мeтрoпoлитeнa. Нo   для всex пaссaжирoв мeтрo oткрылoсь тoлькo спустя три мeсяцa. Дo   сиx пoр в   пoдзeмкe рaбoтaют люди с   тex врeмeн. Мы   пooбщaлись с   oднoй из   рaбoтниц мeтрo и   узнaли, кaк пустили пeрвыe пoeздa и   кaк мeнялaсь жизнь зa   этo врeмя.

Нинa Ивaнькoвa связaлa свoю жизнь с   рaбoтoй в   мeтрo в   25 лeт. Сeйчaс eй   58. Нaчинaлa oнa с   тoгo, чтo 10 лeт рaбoтaлa дeжурнoй пo   пoсту цeнтрaлизaции нa   «Институтe культуры». Тo   eсть былa рукoвoдитeлeм смeны. Пoтoм Ивaнькoвa 10 лeт былa нaчaльникoм стaнции нa   пускe «Фрунзeнскaя-Нeмигa». Пoслeдниe 14 лeт oнa работает инженером участка билетной продукции метро в   администрации метрополитена.

35 лет назад она увидела объявление о   наборе на   курсы, записалась и   прошла.

—   В   1983 году нас отправили на   курсы дежурных на   посту централизации в   барановичскую дорожно-техническую школу. Набрали две группы   — где-то под 50 человек. Одновременно набирали машинистов. Полгода мы   учились, потом ездили на   стажировку в   Харьков на   два месяца. А   машинисты проходили стажировку в   Киеве.

Приехала Нина Ивановна в   Минск с   коллегами прямо к   пробному пуску метро 24   марта. Дальше три месяца проходила обкатка, работники осваивались в   минском метро.

Нина Иванькова на   станции «Институт культуры» во   время обкатки поезда. Дежурных по   приему-отправлению с   диском, как на   фото, тогда не   было, а   Нина Ивановна следила за   всей работой станции из   помещения дежурной. На   фото   — лишь постановка. Фото из   личного архива Нины Иваньковой.

А   29   июня 1984 года прошло открытие метро на   площади Ленина во   главе с   первым секретарем   ЦК Компартии Белоруссии Николаем Слюньковым.

«В   день открытия ездили посмотреть на   метро на   экскурсии»

Нина Ивановна говорит, что люди реагировали на   появление метро активно   — весь город ходил на   субботники, открытия ждали с   нетерпением.

—   Все было новое, интересное. В   первый день работы метро всех возили бесплатно. Людей было очень много   — каждый хотел посмотреть. Приходили с   детьми на   экскурсии. Ездили до   самого закрытия   — до   12 часов. Конечно, на   эскалаторах людям первое время было немного страшно. Да   и   курьезов хватало.

Нина Ивановна спустя два года работы в   метро. Фото из   личного архива Нины Иваньковой.

Она рассказывает, что коллеги в   день открытия метро не   волновались   — ведь знали свою работу хорошо. Учебы, стажировки и   обкатки для этого хватило. Но   переживали, вдруг что-то пойдет не   так. После смены отпраздновали открытие метро, а   рано утром пришли на   работу.

Кассиров первое время на   станциях не   было, привычных нам жетонов тоже. С   1984 по   1991 годы проезд в   метро стоил пять копеек. Для размена висели автоматы.

—   На   станциях висели разменники, люди в   них бросали по   10, 15, 20 копеек   — им   «пятаки» выбрасывались. Когда Советский Союз развалился,   «пятаки» и   монеты убрали, продавали проездные билеты.

Нина Ивановна в   один из   первых дней работы. За   ее   спиной на   стене справа висят железные ящики   — разменные автоматы. Фото из   личного архива Нины Иваньковой.

Женщина рассказывает, что некоторые сначала пытались доставать 20 копеек из   разменника на   нитке, а   «пятак» забирали.

—   Но   один контролер всегда находился в   метро, поэтому все было видно. Пассажир   есть пассажир. Кто-то пытался пройти бесплатно, но   при этом подделок наших жетонов никто не   находил.

Забавных историй за   это время хватало, но   так или иначе они часто были связаны с   безопасностью. Иванькова рассказывает, как лет 10 назад кто-то пронес в   клетке обезьянку.

—   Она открыла клетку и   сбежала. Из-за обезьяны в   итоге останавливали поезд, отключали напряжение, искали по   всему метро животное. Но   она только хвостик обожгла. «В   метро было престижно работать. Ехали с   работы   — не   снимали форму»

Нина Иванькова говорит, что сотрудники метро были совсем молодые, когда пришли работать вместе после курсов. Поэтому свободное время тоже проводили сообща. Кроме того, многие тут   же и   нашли супругов.

—   Ой, у   нас много девчонок вышли замуж и   за   машинистов, и   милиционеров, за   связистов (электромехаников связи). Работали дружно. Если ночью кто-то заболел и   не   пришел   — все вместе мыли платформу, даже милиция. Уборщица на   всю смену варила супчик.

График на   смене был такой: днем работают с   8 утра до   8 вечера, отдыхают, на   следующий день выходят работать ночью   — с   8 вечера до   8 утра. Потом двое суток отдыхают.

Нина Ивановна говорит, что сейчас такой сильной сплоченности и   корпоративного духа в   коллективе нет.

—   Метро   — это была наша жизнь. Подруги у   меня в   метро, вся жизнь тут. Не   помню, где мы   отмечали пуск, но   все остальное время сменой ходили на   «Седьмое небо» в   «Минск»   — тогда мы   себе это могли позволить. Ездили вместе на   туристические слеты, даже картошку ездили копать к   кому-то после смены.

Она рассказывает, что раньше работать в   метро было престижно.

—   Первое время помню, когда мы   ехали с   работы, то   даже не   переодевали форму. Все на   нас смотрели, людям нравилось. Зарплата тогда была очень высокая. В   метрополитене были самые большие зарплаты   — я   получала 140 рублей. Пять рублей стоила палка сухой колбасы, которой в   принципе не   было. А   5 копеек стоил проезд.

Минское метро во   времена Союза подчинялось московскому   — Главному управлению метрополитенов Министерства путей сообщения. Льгот не   предоставляли, но   от   МПС раз в   год можно было съездить в   любую местность в   СССР бесплатно.

Нина Ивановна с   коллегой на   обкатке на   станции «Фрунзенская». Станцию открыли в   конце 1990 года. Фото из   личного архива Нины Иваньковой.

«В   90-е криминалу было   бы у   нас неинтересно»

—   В   90-е у   нас ничего от   «лихих» времен не   было. Мы   же   государственное предприятие. В   метро дежурили милиционеры. Криминалу было   бы у   нас неинтересно.

Нина Ивановна вспоминает:   единственное, что отличалось в   90-е, — развитие коммерции. На   станциях метро стали продавать все подряд.

—   Но   после трагедии на   Немиге это все убрали из   метро в   целях безопасности.

Нина Иванькова говорит, что сейчас как раз идет смена поколений работников метро. Те, кто начинал работать с   открытия,   уходят на   пенсию, а   им   на смену в   этом году приходит много молодежи.

—   Люди сердцем прикипают к   метрополитену. У   нас все работают долго. Тут надолго не   остаются только плохие люди,   — смеется Нина Ивановна.

Теперешнее молодое поколение Нина Ивановна хвалит. Говорит, что много встречает хороших ребят. Молодежь охотнее пользуется новыми средствами для оплаты проезда в   метро.

—   Сейчас молодежь у   нас хорошая, но   при этом они более неосмотрительные, беспечные. Ведь метро   — это зона повышенной опасности. Мы   ведь не   просто так говорим о   том, что нельзя заходить в   наушниках, кататься на   «досках». Все эти правила написаны после каких-то несчастий, которые собираются со   всего мира. Люди об   этом не   задумываются. Раньше такого не   было, мне кажется.

А   вот из   первого выпуска барановичских курсов в   1983 г. в   метро до   сих пор работает примерно человек 30.

—   Возраст, конечно, уже подходит к   заслуженному отдыху. Но   уйти из   метрополитена я   не   хотела никогда, я   люблю свое метро до   сих пор.

По материалам:   https://news.tut.by/

Город: 

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика